Спортсмены Нижегородской области
Актуально

Наталья Титова, заместитель директора ФЦПСР — руководитель Центра методического обеспечения спортивной подготовки: «Резерв для проекта «Спорт – норма жизни»

Наш Методический центр в составе ФЦПСР был сформирован по поручению Президента России в 2017 году. Однако еще за несколько лет до этого началась подготовка к его созданию, когда в ФГБУ ФЦПСР было создано организационно-методическое управление. Это решение было продиктовано необходимостью модернизации системы подготовки спортивного резерва. За время, прошедшее с момента развала Советского Союза, система методического обеспечения подготовки спортсменов была разрушена, утрачены традиции передачи практического опыта заслуженных тренеров — мастеров своего дела — молодым начинающим тренерам, а деятельность комплексных научных групп, работа которых носила довольно закрытый характер, была ориентирована на спорт высших достижений. Рычаги государственного управления подготовкой спортивного резерва, действовавшие ранее, были утрачены. Территориально-ведомственная организация подготовки спортивного резерва, обеспечивающая как массовость, так и высокий уровень качества подготовки, уступила место территориальной организации. Спортивные федерации не могли в полной мере влиять на процессы подготовки спортивного резерва на региональном уровне, а полномочия муниципалитетов и субъектов Российской Федерации по подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд были закреплены законодательством Российской Федерации только в 2015 году. Сложилась практика, при которой в подготовке спортивного резерва принимало участие множество физкультурно-спортивных организаций с различными наименованиями, целями и задачами, ведомственной подчиненностью и источниками финансирования, подходами к оценке эффективности их деятельности, так как эта деятельность регулировалась разным законодательством. Отсутствие четко обозначенной роли и места каждой физкультурно-спортивной организации привело к дублированию функций, неэффективному использованию имеющихся ресурсов, не позволяло выстроить единые, прозрачные механизмы управления системой подготовки спортивного резерва в Российской Федерации. Изменения, произошедшие в федеральном законодательстве в области дополнительного образования и в области физической культуры и спорта, не находили своего отражения в региональном законодательстве, а федеральные приказы фактически не исполнялись на региональном и муниципальном уровнях. Чтобы переломить ситуацию, когда спортивная подготовка в огромной стране осуществлялась без единых ориентиров и правил, в 2015 году в организационно-методическом управлении ФГБУ ФЦПСР были организованы курсы по повышению квалификации представителей спортивных ведомств страны. Я была на них делегирована от Московской области, где тогда работала. Эти курсы положили начало успешному проекту по воссозданию организационно-методической службы целой отрасли, как важнейшей составляющей системы подготовки спортивного резерва. Нам, представителям регионов, был прочитан углубленный курс по современному спортивному законодательству и нормативной правовой базе, после чего слушатели курсов вернулись домой в качестве федеральных инструкторов-методистов и стали проводниками новой идеологии, новых знаний. Не все регионы сразу поняли, что задача федеральных инструкторов-методистов — стать помощниками своим регионам в выстраивании региональных систем подготовки спортивного резерва. Иногда их там встречали в штыки: региональные и муниципальные специалисты привыкли жить по своим правилам, да и уровень их профессиональных компетенций 5 лет назад зачастую оставлял желать лучшего. Сказывались, конечно, и усталость от целой череды «перестроек», реформ, недоверие к различным «директивам сверху». Люди просто боялись перемен! Много споров вызывал, в частности, перевод организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в организации спортивной подготовки. Хотя законодательные решения по этому вопросу были приняты еще в 2012 году на основании поручений Президента Российской Федерации, направленных на формирование самостоятельной спортивной отрасли и сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку, а также на развитие системы дополнительного образования, обновление его содержания. Федеральный центр подготовки спортивного резерва (ФЦПСР), при поддержке и руководящей роли Минспорта России, на постоянной основе стал проводить выездные семинары-совещания, конференции и другие мероприятия в регионах, на которых рассказывали руководителям и специалистам отрасли о задачах модернизации, о требованиях федерального законодательства, пошагово объясняли последовательность необходимых действий. Ситуацию очень помогли выправить мониторинги соответствия регионального законодательства в сфере подготовки спортивного резерва федеральному. Первый мониторинг показал лишь 15% соответствия! По его итогам мы направили в каждый регион пошаговую инструкцию по исправлению ситуации. Это была, наверное, первая история, когда информация из регионов была использованы для сбора данных для учета и статистики на федеральном уровне. На основании этих данных наш центр выстроил индивидуальную траекторию оказания организационно-методической помощи каждому региону. И страна сделала невозможное – следующий мониторинг, который был проведен через четыре месяца, уже показал 75% соответствия регионального законодательства федеральному! Постепенно люди привыкли читать законы и приказы, следить за их актуализацией, и даже участвовать в их разработке! У профессионального сообщества стало формироваться осознанно позитивное восприятие происходящих перемен. В октябре 2018 года Распоряжением Правительства Российской Федерации была принята Концепция подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, которая зафиксировала факт произошедших за последние годы позитивных изменений в спортивной отрасли. С другой стороны — в этом документе четко обозначены направления дальнейшего развития и совершенствования системы подготовки спортивного резерва. Утверждение Концепции придало регионам и муниципалитетам больше уверенности в будущем, ведь вся страна участвовала в ее написании! За период с 2015 года инструкторами-методистами была проведена большая работа по модернизации системы подготовки спортивного резерва, а также выстроено эффективное взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с Минспортом России. Большинство наших инструкторов-методистов вошли в управленческие пулы, стали помощниками региональных министров, заняли ответственные должности в системе ФКиС. Конечно, не все было гладко: много переживаний вызывали вопросы нагрузки, зарплаты и социальных гарантий тренеров, которые потеряли статус педагогических работников, а с ним и ряд социальных гарантий. Этот факт накладывал на нас дополнительную ответственность, заставляя максимально оперативно решать насущные вопросы. Сейчас «страх потери статуса» у тренеров практически отсутствует. Их заработная плата значительно выше, чем у тренеров-преподавателей практически во всех регионах, длительность отпуска одинаковая, и за это отдельное спасибо нашему отраслевому профсоюзу! Наша система стимулирующих выплат выглядит достаточно внушительно. Можно ли на этом остановиться? Нет, конечно! Вопросы кадрового обеспечения отрасли стоят достаточно остро, и многое еще предстоит сделать. В настоящий момент Министерством спорта России разрабатывается Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года, в которой обозначены новые горизонты развития спортивной отрасли с учетом современных тенденций развития нашего общества, государства и мира в целом. Система координации деятельности физкультурно-спортивных организаций, благодаря нашим инструкторам-методистам, в целом выстроена и достаточно эффективно действует. И сейчас на первый план выходит именно методическая работа! Ключевым направлением деятельности нашего Методического центра, в соответствии с поручением Министра спорта Российской Федерации, становится разработка до конца 2021 года типовых программ спортивной подготовки по 54 олимпийским видам спорта, актуализация федеральных стандартов спортивной подготовки, а также разработка методических рекомендаций. К этой трудоемкой и кропотливой работе привлечены лучшие эксперты-практики спортивной отрасли, высокопрофессиональные тренеры — ученые, готовые передать свой опыт. Уникальность новых типовых программ состоит в том, что они содержат методическую разработку для каждого тренировочного занятия на этапе начальной подготовки (это особенно важно для начинающих тренеров), и методическую разработку на недельный блок тренировочных занятий на тренировочном этапе спортивной подготовки. Важной составляющей этих программ является спортивное воспитание. Огромную помощь в этой работе оказывает Экспертный методический совет при Министерстве спорта, объединяющий лучших специалистов нашей сферы. В 2019 году совместно с общероссийскими спортивными федерациями были разработаны и рекомендованы Экспертным методическим советом к внедрению в организации, осуществляющие спортивную подготовку 3 типовые программы спортивной подготовки: хоккей, вольная борьба и фехтование. Еще 3 типовые программы были готовы к рассмотрению на Экспертном методическом совете в феврале 2020 года. Но ситуация с вынужденной самоизоляцией внесла коррективы в сроки его заседания. В стадии доработки находится еще 10 типовых программ, которые к сентябрю будут представлены Экспертному методическому совету. Всего до конца 2020 года планируется разработать 20 типовых программ, а до конца 2021 года — еще 34 программы. Планируется работа по обобщению и распространению передового опыта регионов, успешных результатов деятельности федеральных экспериментальных площадок. Наш центр приглашает к сотрудничеству ведущих специалистов отрасли, организации спортивной подготовки, подведомственные Минспорту России ВУЗы, общероссийские спортивные федерации! ФГБУ ФЦПСР в июле 2020 года получил лицензию на осуществление образовательной деятельности и уже в этом году мы планируем проведение курсов повышения квалификации, в том числе и по направлению внедрения типовых программ спортивной подготовки в практическую деятельность организаций. На мой взгляд, нам очень нужно сформировать смычку между практикой подготовки спортивного резерва и работой спортивной науки в подведомственных ВУЗах, в которых создана огромная база разработок, которые пока с трудом находят приложение на практике. От этого реально страдает наш спорт. Ведь без использования наработок академической науки невозможно решить ряд его фундаментальных проблем – например, задачу достижения спортивного долголетия. Звезды у нас есть, они вспыхивают, но, зачастую, быстро гаснут… Еще одна задача — это дальнейшее выстраивание эффективного взаимодействия системы подготовки спортивного резерва и системы дополнительного образования. На сегодняшний день федеральное законодательство обоих ведомств максимально обеспечивает «взаимосвязь и преемственность» реализации дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта и этапов спортивной подготовки, с учетом целей и задач, определенных законодательством. На региональном и муниципальном уровнях еще возникают ведомственные разногласия, что, конечно, недопустимо. Я считаю, что если бы ведомства при возникновении разногласий всегда помнили о тех, ради которых они существуют и в чьих интересах они должны работать, то все споры решались бы гораздо легче! Реализация совместно проводимой политики двух ведомств на региональном уровне позволит сформировать единое спортивное пространство, в котором на ранних этапах физического развития ребенок будет иметь возможность с базового уровня предпрофессиональной программы переходить на спортивную подготовку. По мере взросления, изменения приоритетов и выбывания из системы подготовки спортивного резерва он сможет вернуться на углубленный уровень предпрофессиональной программы с целью поддержания и совершенствования физической формы, а также с целью определения своей дальнейшей профессиональной траектории и поступления в профильный ВУЗ. Такая модель сохранит максимальное количество детей и молодежи в спортивном пространстве, позволит им осуществлять систематические занятия физической культурой и спортом в соответствии со своими способностями и возможностями. Здесь огромный резерв для достижения цели, поставленной в проекте «Спорт – норма жизни» — 55 процентов занимающихся спортом к 2024 году.

Наталья Титова, заместитель директора ФЦПСР - руководитель Центра методического обеспечения спортивной подготовки: «Резерв для проекта «Спорт – норма жизни»

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *